ДАТЧИКИ И КЛАПАНЫ

Попробую описать всякие железяки, встретившиеся мне на пути в моих скитаниях по мотоотсеку. Рисунки не совсем соответствуют оригиналам, поэтому просьба отнестись к рисункам, как к набору характерных черт при поиске нужных железок. При проверках обратите внимание на состояние вакуумных шлангов. При установке новых шлангов надо следить, чтобы они не провисали, не касались горячих поверхностей и не терлись. Нарушение герметичности практически любого из них приводит к увеличению расхода бензина и нарушению правильной работы двигателя. Так, после обработки тектилом, на шланг, идущий к датчику разрежения, налипло некоторое кол-во этого самого тектила, шланг провис до металлической трубки рециркуляции и слегка прогорел снизу.Ткнув мышью в рисунки вы, возможно, получите некий мультик.

Соглашения: -говоря "справа", имею ввиду "справа по ходу автомобиля"; -говоря "сзади", имею ввиду "дальше от радиатора, ближе к салону".


КЛАПАН ПРОТИВОДАВЛЕНИЯ

Входит в состав системы рециркуляции выхлопных газов. Находится слева от карбюратора под корпусом воздушного фильтра. Для проверки снять клапан и подуть в одну из верхних трубочек, заткнув другую верхнюю трубочку. Воздух должен выходить между дисками через поролоновый фильтр. Подсоединить шланг к нижней трубочке, создать в ней давление ртом и шланг пережать, чтобы давление оставалось. Теперь подуть в одну из верхних трубочек, заткнув 2-ю из них. Воздух проходить не должен. Если 2-ю отпустить - воздух должен проходить через нее.Обратить внимание на отрезок шланга, подходящий к нижней трубочке - он часто прогорает и разрушается, а металлическая трубка забивается гарью.


КЛАПАН РЕЦИРКУЛЯЦИИ

Входит в состав системы рециркуляции выхлопных газов. Находится слева от карбюратора под корпусом воздушного фильтра ближе к салону ниже клапана противодавления. Для проверки отсоединить шланг от верхнего патрубка и надеть запасной шланг. Втянуть в себя ртом воздух через шланг, засунув палец под "тарелку" клапана и коснувшись диафрагмы. Диафрагма должна легко ходить под действием разрежения.В совокупности эти клапана проверяются так: на прогретом двигателе газуем (например, рукой за сектор дроссельной заслонки) одновременно чувствуя пальцем диафрагму снизу клапана рециркуляции. В момент нажатия на газ диафрагма должна перемещаться. Если на ХХ пальцем нажать на диафрагму снизу вверх (открыть клапан) двигатель должен заглохнуть.


ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ВПУСКА ВОЗДУХА

Входит в состав системы впуска дополнительного воздуха в выпускной коллектор. Находится слева от карбюратора под клапанами противодавления и рециркуляции. Для проверки подсоединить 12В к клеммам (полярность без разницы). Через запасной шланг подуть в средний патрубок. Воздух должен выходить через верхний (по рисунку) патрубок. Затем отключить 12В - воздух должен выходить через нижний патрубок. Если тот патрубок, через который должен выходить воздух, заткнуть - воздух вообще не должен проходить.Устройство:

Клапан бывает разборный и неразборный. Если очень захотеть,  неразборный клапан тоже можно разобрать. К этому подвигает его стоимость ($95 даже у с.з.к.).Чаще всего происходит зависание сердечника в среднем положении и клапан не срабатывает и пропускает воздух во всех направлениях. Для разборки клапана следует разогнуть верхние концы корпуса, удерживающие верхнюю крышку. НЕ ПОТЕРЯЙТЕ ПРУЖИНКУ! Вынуть катушку, извлечь из крышки застрявший сердечник, все прочистить. Обратить внимание на чистоту внутренней и внешней поверхности резинки поршня. Собрать обратно, загнув верхние концы корпуса, как было. При работах следует не допускать изгиба внутренней вертикальной трубки, идущей со дна корпуса, относительно корпуса. В противном случае плоскость дна поршня и верхняя плоскость трубочки будут не параллельны - клапан не будет толком работать. Разборный клапан отличается наличием верхней прижимающей металлической крышки, надеваемой поверх пластмассовой крышки.


КЛАПАН ВПУСКА ВОЗДУХА

Входит в состав системы впуска дополнительного воздуха в выпускной коллектор. Находится на левом креплении амортизационной стойки. Для проверки подуйте во второй сверху патрубок - воздух проходить не должен. Втяните воздух через запасной шланг, подсоединенный к верхнему патрубку, перегните его, чтобы не выходил вакуум и дуйте во второй сверху патрубок - воздух должен выходить из нижнего патрубка. Если дуть в нижний патрубок, воздух не должен проходить ни при каких условиях. Устройство напоминает детскую губную гармошку. Под лепестки набивается сажа и не дает им прижиматься к резиновому посадочному месту. Все отмывается очистителем карбюратора и собирается.


ДАТЧИК РАЗРЕЖЕНИЯ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ

Один из трех главных датчиков системы управления двигателем. Находится на левом креплении амортизационной стойки под клапаном впуска воздуха. Для проверки прогреть двигатель, отсоединить шланг от "баллончика" слева от датчика (по рисунку), подсоединить запасной шланг. Втянуть через него воздух - обороты двигателя должны меняться даже при небольшом втягивании. Обязательно проверьте подводящий шланг по всей длине до тройникового соединения и дальше до электромагнитного клапана впуска воздуха и штуцера на впускном коллекторе возле 3 и 4 цилиндров (слева). Обратите внимание на кончики шлангов. Также проверьте, не забился ли штуцер.


ТЕРМОВАКУУМНЫЙ КЛАПАН.

Входит в состав систем сбора паров бензина из бензобака и поплавковой камеры карбюратора и рециркуляции выхлопных газов. Находится на правой стороне впускного коллектора. Для проверки отсоединить шланги с обоих патрубков и на один из них надеть запасной шланг и подуть. На холодном двигателе клапан не должен пропускать воздух, на горячем - должен. Часто вместо него используется э/м клапан такой же, как для впуска воздуха, который работает по сигналам от БУДа в зависимости от показаний датчика температуры.


Все, что знаю про ЛЗ (двигатель GA16DS):

Лямбда-зонд предназначен для определения содержания кислорода в выхлопных газах. Входит в состав системы снижения токсичности выхлопа. Крое того, вместе с клапаном коррекции обогащения образует электронный экономайзер. Находится на выпускном коллекторе посередине. При высоком содержании кислорода (смесь бедная) ВЫРАБАТЫВАЕТ низкое напряжение (~0.2В), при низком (богатая смесь) - высокое (~0.8В). С блока управления двигателем (БУД) на него поступает сигнал логического нуля (0.2В). Одна из разновидностей неисправности ЛЗ - вырабатывание напряжения меньше нуля - опознается БУД. Свежий ЛЗ переключается быстро - фронты переключения крутые. Старый ЛЗ - длительность фронта сравнима с длительностью импульсов вплоть до снижения максимально вырабатываемого напряжения до 0.2В. Вообще импульсы возникают из-за реакции БУД на показания ЛЗ - бедная смесь - БУД добавляет бензина, богатая - убавляет. Принято проверять работу ЛЗ на стоящем А/М с прогретым двигателем при оборотах ~2000. При этом ЛЗ переключается как минимум 5 раз за 10 секунд. При отсутствии осциллографа работу ЛЗ можно грубо можно проверить тестером на разъеме самодиагностики, который находится под крышкой блока предохранителей снизу предохранителей. Если ЛЗ переключается - напряжение на разъеме также меняется от 0 до 12В. Однако, если, например, в выпускной коллектор попадает дополнительный воздух, то ЛЗ не переключается, т.к. считает, что смесь всегда бедная, и на разъеме напряжение всегда 0, но это не значит, что ЛЗ неисправен. Тестером также нельзя посмотреть скорость переключения ЛЗ. Точнее проверить осциллографом на контакте самого ЛЗ. Предел развертки по вертикали-1В, по горизонтали-1С.

Вместо ЛЗ BOSCH LS12, можно ставить практически любой (BOSCH, GM и т.д.) ЛЗ для ВАЗ или москвича. К тому же они с подогревателем и стоят в 5 раз дешевле. Белые провода - это подогреватель. Серый - сигнальная земля, черный - сам сигнал. При установка 25LSH один белый с серым соединяем с корпусом генератора, другой белый - с (+) катушки зажигания или питания клапанов карбюратора. Можно с любым другим достаточно толстым проводом, где появляется напряжение после включения зажигания. Черный - сигнал. Чтобы не перепутать, можно после установки перед подключением ЛЗ пустить двигатель и тестером на пределе 1В определить, где (+) а где (-). (+) - к БУД, (-) - на массу. Подогреватель потребляет в начальный момент ~4А и за 1-2 секунды снижает потребляемый ток до 0.2-0.4А.

Подогреваемый ЛЗ выдает правильные показания уже через 3-4 секунды, в то время как неподогреваемый - через 2 минуты. Подогреваемый служит дольше.

Резьба ЛЗ диаметром 18мм, шаг - 1.5мм. Шестигранник под ключ - на 22.

BOSCH LS12 в КЕМПе стоит ~$100, LSH25- 700-800р(10.2001).