ЧТО И КАК РАБОТАЕТ В ДВИГАТЕЛЕ GA16DS С КАРБЮРАТОРОМ И КАТАЛИЗАТОРОМ

Небольшое ВВЕДЕНИЕ.

Описал здесь все системы, которые нашел. То, что не подлежит сомнению (т.е. факты) идет черным шрифтом. Мои досужие домыслы - фиолетовым. То, что случилось на моем автомобиле, будет курсивом.

Источники информации и литература:

  1. "Ниссан Примера 1990-1998 года выпуска, Ниссан Авенир Инфинити G20. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию". Изд."Техно-BOOK" 1999г.
  2. E.C.C. TROUBLE DIAGNOSES & CARBURETOR (Models with catalyzer).
  3. Собственный опыт.
  4. "NISSAN Primera С 1990 года, продолжение модельного ряда "Nissan Bluebird". Руководство по ремонту и техническому обслуживанию." Изд. "ПОНЧиК" 1998 г.
  5. "Ниссан ПРИМЕРА 1.6LX-1.6SLX-2.0d.SLX". Руководство по ремонту и эксплуатации." Изд."OZINO" 1997г.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ. 

Схема расположения органов контроля и управления-1

Схема расположения органов контроля и управления-2

Схема соединений

Схема вакуумных и воздушных трубопроводов

В ее состав входят следующие датчики:

  1. СКОРОСТИ (находится в спидометре); 
  2. ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА (находится в распределителе); 
  3. РАЗРЕЖЕНИЯ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ (находится на левом креплении передней амортизационной стойки под клапаном впуска дополнительного воздуха); 
  4. ТЕМПЕРАТУРЫ ОЖ (находится слева сзади на впускном коллекторе горизонтально вблизи  катушки - шестигранник на 12); 
  5. ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ (находится справа на впускном коллекторе горизонтально); 
  6. НЕЙТРАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КПП (находится на КПП снизу справа (не путать с выключателем фонарей заднего хода слева снизу на КПП)); 
  7. ЗАКРЫТОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ (выключатель) (находится на карбюраторе справа);
  8. ВКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ (находится на педали сцепления); 
  9. СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОРОДА В ВЫХЛОПНЫХ ГАЗАХ (находится на выпускном коллекторе спереди);
  10. ВКЛЮЧЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ - это замок зажигания; 
  11. ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ (находится справа сзади крепления правой стойки под толстым шлангом)

Органы воздействия системы на двигатель:  

  1. Э/М КЛАПАН КОРРЕКЦИИ ОБОГАЩЕНИЯ (ФОРСУНКА) (находится внутри карбюратора, присоединен к верхней крышке); 
  2. Э/М КЛАПАН УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА (на карбюраторе сзади); 
  3. ЗАПОРНЫЙ Э/М КЛАПАН ПОДАЧИ ТОПЛИВА (на карбюраторе слева); 
  4. Э/М КЛАПАН ПОДДЕРЖАНИЯ ОБОРОТОВ НА ХХ (на карбюраторе справа внизу); 
  5. УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ импульсов зажигания (находится на левом креплении передней амортизационной стойки позади датчика давления разрежения); 
  6. Э/М КЛАПАН ВПУСКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЗДУХА (находится слева от впускного коллектора под клапанами рециркуляции и противодавления).

Локальные датчики и клапаны, действующие самостоятельно:

  1. ТЕРМОВКЛЮЧАТЕЛЬ ВЕНТИЛЯТОРА РАДИАТОРА находится на крышке термостата;
  2. ТЕРМОВАКУУМНЫЙ КЛАПАН.  Находится на впускном коллекторе справа. Пропускает разрежение из под карбюратора к емкости с активированным углем и клапану рециркуляции.
  3. КЛАПАН ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ТЕПЛЫЙ/ХОЛОДНЫЙ ВОЗДУХ, подаваемый на воздушный фильтр. Находится на нижней части корпуса воздушного фильтра. Больший, пластмассовый желтый корпус. Реагирует на температуру под фильтром. Пока холодный, соединяет труку из под карбюратора с трубкой от заслонки "зима-лето", поводя к ней разрежение. При нагревании соединяет обе трубки с атмосферой;
  4. КЛАПАН ВПУСКА ВОЗДУХА ВО ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР. Находится возле клапана 3. Меньший, железный. Пропускает воздух из под фильтра во впускной коллектор, когда двигатель (воздух под фильтром) горячий. 

Основными датчиками, влияющими на работу двигателя в первую очередь, являются датчики 2 и 3. От них зависит наличие высоковольтных разрядов на свечах и угол опережения зажигания. Исходя из показаний датчиков, БУД выдает импульсы в строго определенное время на УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ, где они усиливаются и попадают на катушку зажигания. Датчик 2 представляет собой 2 оптопары, поток света в которых разделен диском с 2-я рядами прорезей. В одном ряду 360 мелких одинаковых прорезей, в другом - 3 мелкие и одна крупная, посылающая специальный сигнал, когда 1-й цилиндр находится в ВМТ. Если оптопары выйдут из строя, до двигатель вообще работать не будет. Датчик 3 реагирует на разрежение во впускном коллекторе и действует также, как вакуумный корректор зажигания на жигулях. Если неисправен этот датчик или шланги, подводящие разрежение, до двигатель работать будет, однако будет плохая тяга, высокий расход бензина и т.д. и т.п. Для снижения токсичности выхлопа на автомобиле установлен каталитический конвертер (катализатор), который уменьшает содержание вредных составляющих в выхлопных газах. Однако не всякие выхлопные газы, попавшие в катализатор, могут быть эффективно переработаны. Катализатор эффективен лишь тогда, когда карбюратор приготавливает  бензино-воздушную смесь в соотношении 1/14.7. Для выполнения этого условия в карбюраторе установлен клапан 1, который работает в импульсном режиме, открывая/закрывая дополнительный топливный жиклер и закрывая/открывая дополнительный воздушный жиклер ~5 раз в секунду. На соотношения времен открытого/закрытого состояния влияют датчики 9, 5, 7, 6, 8, 2, 1, 3 и 10. Наибольшее влияние оказывает датчик 9, состояние которого  зависит от качества бензина и исправности двигателя в целом. Умирание датчика 9 происходит постепенно, примерно за 3000 км. Расход бензина плавно увеличивается с 7.5л до 10-11 в смешанном цикле. Исправность форсунки можно проверить, отсоединив меньший разъем (a) карбюратора при работающем двигателе. Обороты при этом должны ощутимо снизиться. 

Пара ЛЗ+клапан 1 образуют кроме всего прочего электронный экономайзер, который добавляет бензина при разгоне и убавляет его подачу при сбросе газа. Неисправность ЛЗ либо форсунки ухудшает динамические характеристики и экономичность. При помощи клапана 2 БУД корректирует топливно-воздушную смесь при разгоне, когда ускорительный насос добавляет топлива. При этом клапан закрыт, когда двигатель холодный (весь бензин от бензонасоса поступает в камеры сгорания) и открыт, когда прогретый (часть топлива по специальному каналу возвращается в поплавковую камеру). Клапан 3 закрывается, когда двигатель останавливается или при принудительном ХХ (торможении двигателем). Причем в режиме ПХХ если обороты были больше 4000, клапан закрывается сразу, при оборотах 2000-4000 - с задержкой  3-5 секунд, при оборотах <2000 не закрывается. Клапан 4 увеличивает обороты двигателя на холостом ходу при возникновении дополнительной нагрузки:

При этом не важно - есть ли действительно нагрузка или нет. Подъем оборотов происходит просто по факту включения соответствующего включателя. У меня при включении только вентилятора печки обороты возрастают с 800 до 1200.

За время эксплуатации своего а/м я убедился, что в нем в основном ломается что-нибудь там, куда залезла рука российского человека. Поэтому, если вы не лазили в распределитель или спидометр, то первые два датчика у вас скорее всего работают. Может, конечно, заедать тросик спидометра. Это можно определить по подрагиванию стрелки спидометра при наборе скорости. Так что наиболее подвержен воздействию человеческого фактора датчик 3. Разрежение на него подается с шестигранного штуцера слева сверху впускного коллектора. Оттуда же подается разрежение в систему впуска. Например, после антикоррозийной обработки на вакуумные шланги попал тектил и они провисли до трубки рециркуляции, в результате чего один шланг снизу незаметно немного прогорел. Кроме всех прочих неприятностей, возрос расход бензина с 7.5 до 9л. 

СИСТЕМА СБОРА ПАРОВ БЕНЗИНА состоит из емкости с активированным углем, снабженной переключаемым и регулировочным клапанами вентиляции. Она установлена в правом заднем углу моторного отсека. Если расположиться к емкости таким образом, чтобы ее патрубки смотрели на нас, то регулировочный  клапан сверху емкости находится слева, переключаемый - справа. Посередине находится патрубок, через  который поступают пары бензина из бензобака. Через толстый патрубок переключаемого клапана в емкость попадают пары бензина из поплавковой камеры, когда автомобиль стоит. Тонкий (управляющий) патрубок этого клапана всегда соединен со впускным коллектором снизу сзади карбюратора. После пуска двигателя переключаемый клапан под действием разрежения сразу закрывается и из поплавковой камеры доступ в емкость прекращается. Тонкий (управляющий) патрубок регулирующего клапана соединен с 1-й камерой карбюратора выше дроссельной заслонки через термовакуумный клапан (ТВК), который открывается, когда двигатель прогреется до 70 градусов, и пропускает разрежение к регулирующему клапану, который открывается  и пары бензина, скопившиеся в емкости, попадают  в 1-ю камеру карбюратора до дроссельной заслонки. Посередине шланга от ТВК до емкости имеется тройниковое соединение, через которое разрежение через ТВК поступает также и в систему рециркуляции выхлопных газов.

Неисправный ТВК (всегда открыт) приведет к переобогащению смеси при холодном пуске, что, соответственно, этот самый пуск и затруднит.

Кроме того шланги, соединяющие все компоненты, подвержены старению, особенно на концах, что приводит к попаданию дополнительного воздуха во впускной коллектор и нарушению состава смеси в сторону неконтролируемого обеднения. Это ведет к неустойчивому холостому ходу вплоть до заглохания и провалам и вялости при разгоне.

Разрежение на ТВК попадает от карбюратора до дроссельной заслонки, т.е. разрежение есть в основном тогда, когда нажата педаль газа (открыта дроссельная заслонка).

СИСТЕМА РЕЦИРКУЛЯЦИИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ состоит из клапанов противодавления и рециркуляции. В работе системы участвует ТВК. Выхлопные газы забираются через металлическую трубку из выпускного коллектора и подаются на клапан рециркуляции. На прогретом двигателе, когда ТВК открыт, разрежение во впускном коллекторе открывает клапан рециркуляции и выхлопные газы попадают во впускной коллектор, уменьшая температуру сгорания в цилиндрах в тяжелых режимах (например, при разгоне). Управляющий патрубок клапана противодавления (снизу) также соединен с магистралью впуска выхлопных газов. Для этого к клапану рециркуляции прикручен отвод в виде тонкой металлической трубки, которая изогнута таким образом, что ее конец находится как раз под клапаном противодавления. Управляющий патрубок клапана противодавления соединен с трубкой коротким отрезком резинового шланга. Если давление выхлопных газов велико, клапан противодавления обеспечивает поступление разрежения к клапану рециркуляции и выхлопные газы подаются во впускной коллектор. Когда давление выхлопных газов падает, клапан противодавления прекращает подвод разрежения, соединяя оба своих верхних патрубка с атмосферой через кольцевой поролоновый фильтр, который расположен по периметру клапана. Когда выхлопные газы циркулируют по металлическим трубкам системы, последние нагреваются и могут повредить проходящие слишком близко вакуумные шланги, идущие к датчику разрежения. Отрезок шланга, соединяющий подводящую трубку и клапан противодавления, от старости может потерять уплотняющие свойства, что приведет к выходу выхлопных газов под клапаном противодавления и к разрушению этого самого отрезка шланга высокой температурой выходящих газов.  

СИСТЕМА ВПУСКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЗДУХА В ВЫПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР состоит из электромагнитного клапана впуска дополнительного воздуха и клапана дополнительного впуска воздуха. Система пропускает дополнительный воздух из под фильтра в выпускной коллектор, разбавляя выхлопные газы перед катализатором возле ЛЗ в различных режимах работы. Воздух из под фильтра в выпускной коллектор попадает через клапан дополнительного впуска воздуха, который управляется разрежением из впускного коллектора через электромагнитный клапан впуска дополнительного воздуха. Разрежение забирается от шестигранного штуцера слева сверху впускного коллектора в районе 3-4 цилиндров и приходит на тройниковое соединение, откуда поступает на э/м клапан и на датчик разрежения. Э/м клапан управляется БУДом и стравливает вакуум от клапана впуска воздуха, пока режим ЛЗ "легкий". На прогретом двигателе на ХХ, если смесь достаточно богатая или во время прогрева двигателя клапан закрывается и вакуум постепенно приоткрывает клапан впуска воздуха. Если клапан впуска воздуха неисправен (пропускает в обратном направлении - т.е. выхлопные газы во впускной коллектор), то при разгоне слышен такой же звук, как при прохудившейся выпускной системе. Клапан легко разбирается и моется. 

СИСТЕМА ПОДОГРЕВА СМЕСИ работает, пока двигатель холодный. Состоит из подогревателя смеси, расположенного между карбюратором и впускным коллектором. Его корпус (в виде прокладки под карбюратором) сделан из твердого пластика, с обеих сторон которого наклеены прокладки из материала, напоминающего плотный картон. Со стороны сетки подогревателя в корпусе имеется продолговатое отверстие, через которое к карбюратору подходит охлаждающая жидкость для подогрева 1-й камеры и канала ХХ. Пока температура двигателя меньше 75 градусов, подогрев 1-й камеры производится электричеством. После - охлаждающей жидкостью. Исправный нагреватель имеет некоторое сопротивление (1.2-2.0 ОМ) неисправный - разрыв или более высокое (100 ОМ и выше) сопротивление. При снятии карбюратора надо быть осторожным, т.к. корпус нагревателя  вокруг овального отверстия прилипает к карбюратору и можно его повредить. Если это случилось и часть корпуса оторвалась и осталась на карбюраторе, не счищайте ее. При обратной установке смажьте это место герметиком (совсем чуть-чуть - просто потрите место разрыва пальцем, "смоченным" в герметике) и поставьте карбюратор на место.

Вот!