УСТРОЙСТВО, ПРИНЦИП РАБОТЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КЛАПАНА КОРРЕКЦИИ ОБОГАЩЕНИЯ (IACV-FICD SOLENOID VALVE)

Устройство клапана коррекции обогащения: 1. Бензиновый жиклер клапана. 2. Пружинка. 3. Бензиновый клапан - металлическая тарелочка с резиновым кружочком. 4. Нижняя крышка. 5. Нижняя половина штока. 6. Пружинное кольцо, подпружинивающее катушку в корпусе. 7. Корпус. 8. Катушка с подводкой. 9. Направляющая втулка. 10. Верхняя крышка. 11. Верхняя половина штока. 12 Воздушный жиклер клапана.

Рис.3

Э/м клапан коррекции обогащения представляет собой 2 клапана в одном устройстве. Шток э/м клапана, который является подвижным сердечником соленоида, с обеих сторон имеет тарелочки, покрытые резиновыми кружочками, которые могут перекрывать жиклеры, так же находящиеся с обеих сторон клапана. Снизу (по рисунку) шток подпружинен. (На рис.3. устройство отображено приблизительно, только для того, чтобы понять принцип действия). Поэтому при отсутствии напряжения нижний клапан (бензиновый) открыт, а верхний (воздушный) закрыт. Воздушный клапан включен параллельно воздушному жиклеру системы ХХ и, будучи открытым, добавляет в систему ХХ воздуха. Бензиновый клапан включен параллельно топливному жиклеру главной дозирующей системы 1-й камеры, откуда бензин берется и в систему ХХ. Будучи открытым, добавляет бензина в обе эти системы. Э/м клапан вставляется верхним концом в колодец в крышке карбюратора и уплотняется резиновым кольцом. Кроме того, он прикручивается 2-я винтиками к крышке за пластиковый подвод проводов. Нижний конец клапана вставляется в колодец на дне поплавковой камеры и так же уплотняется резиновым кольцом. Наибольшую трудность при обслуживании клапана представляет собой его демонтаж из крышки карбюратора. Дело в том, что вывод проводов из крышки наружу также уплотнен резинкой, а клапан вынимается из-за уплотнительного кольца с большим трудом. Поэтому, если не подталкивать провода одновременно в изъятием клапана, то вполне возможно отламывание пластикового подвода проводов к клапану от клапана в тот момент, когда клапан неожиданно освобождается под воздействием усилий и выскакивает из крышки.

Рис.4

Принцип работы:На красный провод подается +12, за зеленый провод БУД через силовой транзистор дергает обмотку на массу. В этот момент сердечник втягивается и закрывается бензиновый клапан, открывается воздушный. Это происходит несколько раз в секунду (сколько - еще не выяснял). Частота импульсов никогда не меняется, меняется скважность, т.е. отношение времени подачи напряжения к времени его отсутствия в течении одного импульса. Помимо функций экономии и экологической функции (клапан нужен для поддержания во всех режимах работы карбюратора оптимального состава смеси), клапан вместе с лямбда-зондом составляет электронный экономайзер, который обогащает смесь при разгоне и обедняет ее, когда нужно.

Характерные неисправности. Прежде, чем тестировать клапан, нужно точно знать, что все вакуумные системы и система зажигания работают нормально и весь остальной карбюратор промыт, прочищен, настроен и нет дефектных деталей.

1. Порвано (расслоилось) нижнее уплотняющее резиновое кольцо. Самая распространенная неисправность, привносимая неопытными или неосторожными разбирателями карбюраторов. Секрет заключается в том, чтобы при установке смазать кольцо литолом и не давить сильно на крышку, пересиливая сопротивление кольца, не желающего садиться в колодец, а легонько нажимать-подталкивать, пока крышка не сядет как бы сама. Неисправность характеризуется повышенным расходом бензина и повышенным СО (при отсутствии кольца - до 10). Обороты достаточно ровные.

2. Клапан иногда застревает из-за начавших образовываться лаковых и прочих отложений на штоке 11(рис.1.) в районе напрвляющей втулки 9 и внутри катушки. Неисправность характеризуется плавающими ХХ (±100).

3. Клапан застрял из-за отложений в нижнем положении (бывает очень редко). Неисправность характеризуется небольшим провалом при разгоне, пониженным СО (двигатель подергивается на ХХ), подозрительно пониженным расходом.

4. Клапан застрял в верхнем положении (бывает гораздо чаще). Симптомы те же, что и в 1-м случае.

5. Резиновый кружок воздушного клапана задубел. Из-за этого воздушный клапан иногда перекрывается, иногда нет.Неисправность характеризуется провалом ХХ после сброса газа с последующим восстановлением или невосстановлением нормальных ХХ.По-видимому, т.к. резиновый кружок бензинового клапана всегда в бензине, мне не встречался задубевший бензиновый клапан.

6. Перекос штока из-за износа втулки 9 и, как следствие, незакрытие воздушного клапана. Причем значительное время может работать нормально а потом перекоситься. а затем снова нормально. Характеризуется неожиданным снижением оборотов ХХ и восстановлением (не всгда) после каких-нибудь активных действий - прогазовки или быстрой нервной езды.

Никогда не встречался обрыв катушки.

Убедиться в работоспособности клапана в большинстве случаев можно, не разбирая карбюратор. Достаточно разъединить малый разъем на работающем двигателе. Если клапан работает нормально и карбюратор отрегулирован правильно, то при разъединении обороты заметно (но немного) возрастут, СО с 0.5-0.8 возрастет до 5-6. При соединении разъема обороты снизятся до нормальных значений и СО придет в норму.

В принципе, клапан можно частично разобрать. Для этого нужно обпилить навальцовку крышки 10 на корпус 7, зажав в тисках за корпус (не слишком сильно!). Затем, зажав крышку пассатижами, проворачивая туда-сюда, снять крышку с копуса. Корпус достаточно далеко входит в крышку и, будучи вставленным обратно, хорошо держится. Может быть можно чем-нибудь приклеить. Такая разборка имеет смысел, если клапан застрял или заедает а резинка воздушного клапана еще цела. Тогда, разобрав клапан, можно почистить шток 11 в районе втулки 9 и собрать обратно. Еще разборка имеет смысел, если есть 2 клапана - один с оборванной катушкой, а другой - с целым воздушным клапаном - можно собрать из 2-х один.

Восстановление резинок клапанов невозможна, т.к. разобрать сборки деталей, изображенные на рис.2., нереально - жиклеры посажены в крышки "на горячую" и выпрессовка невозможна.

Отмачивание клапана от лаковых и других отложений без раборки невозможно - я пробовал. Если долго держать клапан в растворителе в надежде на откисание, то, боюсь, можно добиться смытия лака с проводов катушки и последующего замыкания в паровом объеме поплавковой камеры. Вместо порванных уплотнительных резинок вполне подходят резиновые уплотнительные кольца винта качества на отечественную классику.

Данные клапана для карбюратора для двигателя GA16DS 91-94гг :

Part Code 16196М

Part Number 16196-61J02(зависит от VIN-кода)

Бензиновый жиклер 100

Воздушный жиклер 170