ПОДВЕСКА

(длинная сага)

ВНИМАНИЕ! Для правильного просмотра у вас должна быть разрешена GIF-анимация.


Параметры подвески Г4:


Это началось после зимы.

Я сменил колеса с зимних на летние и еще все пружины на усиленные для плохих дорог. И не сразу, а спустя где-то недели 2 обратил внимание, что машину тащит вправо. Как-то постепенно стало неудобно удерживать руль. Руки стали не то чтобы уставать, но они стали что-то чувствовать. Едешь себе по дороге, отпускаешь руль и довольно шустро устремляешься к обочине. Причем, не всегда шустро. Иногда не очень шустро.

Ну, думаю, пора проверить сход-развал. Сказано-сделано. Заезжаю на компьютеризированный стенд на сервис (www.vistauto.ru) по пути на работу. Говорю:сход-развал бы. Мастер навесил датчики, залез под машину, осмотрел, стал чего-то регулировать, глядя на экран. 15 секунд - все! Вылезает, спрашивает - а не тащит ли меня вправо? Тащит, говорю. С тем, говорю, и приехал. А он говорит, что увы, так и будет тащить, т.к. на этой машине регулирется только схождение, а нарушен кастер, который не регулируется. Давай, говорит, 400 рублей. А чего же, спрашиваю, он может быть нарушен? А от того, говорит он, что в аварии машина наверняка была, вот и повело, мол, кузов. Ну я так и сел. Настроение в ноль. Потом, думаю, ну нет! Как же так? Пружины менял и защиту картера хотел ставить - все тщательнейшим образом снизу как раз на этот предмет осмотрел - все ОК. Сигнализацию хитрую ставил-весь салон спереди разбирал до железа - тоже все ОК. Что-то, думаю, не то.


Параметры подвески моего Г4 после первой регулировки:

Левое колесо
Правое колесо
До регулировки
После регулировки
До регулировки
После регулировки
Кастер
7°46'
7°46'
6°18'
6°14'
Развал
-0°36'
-0°36'
-0°26'
-0°28'
Схождение
1°20'
0°20'
-1°80'
0°0'

Как видно, мастер "отрегулировал" схождение (т.е. поставил руль спицами гризонтально).


Расстроенный, поехал к приятелю на яму. Взял мощную лампу и мы долго рассматривали подвеску на предмет поиска кривизны и следов аварии. Следов аварии не нашли, как ни старались, но показалось нам, что правый рычаг подвески чуть погнут. Ну, думаю, в яму попал предыдущий хозяин правым колесом. Тем более, что на картере видно, что он задел когда-то за асфальт (стесано чуть и царапины) и именно справа. Сколько стоит весь рычаг с шаровой в сборе? Правильно, 35 евро у KOMIS. Ну купил, поставил. Если раньше тянуло вправо, то теперь стало просто сносить вправо! Как же, думаю, так? Опять заезжаю на тот же сервис, на тот же стенд. Тот же мастер навешивает датчики, опять лезет под машину и что-то там крутит. 15 секунд - все! 400 рублей давай! А чего, говорю, регулируешь-то? Тащить - то будет? Будет, говорит. А регулирую, говорит, схождение. Ну я пока не в зуб ногой. Думаю, сменил рычаг - вот и ушло схождение. Дает распечатку.


Параметры подвески моего Г4 после второй регулировки:

Левое колесо
Правое колесо
До регулировки
После регулировки
До регулировки
После регулировки
Кастер
8°06'
8°14'
6°22'
6°28'
Развал
-0°36'
-0°30'
-0°30'
-0°26'
Схождение
3°40'
0°0'
2°0'
0°0'

Что же мы видим? Слева кастер стал еще больше, а справа (там, где я менял рычаг) не изменился. А мастер опять отрегулировал схождение. Вот дела, думаю! Неужели всего лишь из-за смены рычага, причем только справа, так разъезжается подвеска на Г4, причем слева? А чего же, спрашвиваю у мастера, я менял рычаг справа, а разъехалось слева? А я, говорит мастер, не знаю! Как же, говорю, кто тут из нас двоих профессионал в сход-развале? А мне, говорит мастер, за то, чтобы я думал, денег не платят. Вот кручу гайки-платят. А думаю-не платят! Езжай, говорит, на стапель к кузовщикам. Они все поправят всего за 500-600 баксов. Впрочем, надо быть готовым стекло лобовое менять. А то на стапеле как дернут-стекло и стрельнет!

Тьфу!


Уехал. Что-то, думаю, здесь не так. На сервис больше надежды нет. Нужно, как всегда, самому. Обложился книжками, стал читать. В книжке написано - кастер и развал на данной машине можно немного подрегулировать, двигая подрамник. Еду к приятелю на яму. Мы берем ключи, длинную трубу (болты подрамника-то должны быть сильно затянуты), головки, лезем под машину. Я беру головку, вороток, прилаживаюсь к болту. Приятель говорит: ха-ха, ты надеешься одним только воротком болты открутить? Я говорю - щас прилажусь, потом трубу надену. Какая труба! Болты пошли от легкого нажатия! Они оказались как новенькие, ни разу не касалась их рука мастера и дешевые головки со сбитыми гранями, однако почему-то сильно ослабленными. А на сервисе - 500 баксов!!

Как же, думаю, подрамник на место поставить - нужно же на какие-то ориентиры опираться?

Дальше я опускаю множество подробностей, как я все это откручивал-закручивал, двигал, мерял и т.д. Еще 2 раза ездил проверять на стенд.

Параметры подвески моего Г4 после 1-й попытки двигать подрамник:

Левое колесо
Правое колесо
До регулировки
После регулировки
До регулировки
После регулировки
Кастер  
7°22'
 
6°40'
Развал  
-0°46'
 
-0°06'
Схождение  
0°20'
 
0°20'

На сервисе я пытался убедить мастера, чтобы он вместе со мной при навешенных датчиках подвигал подрамник. На что опять получил отлуп, мотивированный все тем же, что ему за это денег не платят. Отказался мастер и от предложенных мной ему лично 500 рублей. Чего хотел? Не знаю! Может, хотел, чтобы я ему за сход-развал 500 баксов дал? При том, что все у меня в подвеске легко откручивается и мы бы управились за 15 минут. В то время как на соседнем стенде несчастную Ниву пытались зарегулировать не менее 1.5 часов. Чего-то там откручивали, обламывали, высверливали и варили.

Параметры подвески моего Г4 после окончательного выставления подрамника просто ровно и одинаково рычагов и шаровых опор:

Левое колесо
Правое колесо
До регулировки
После регулировки
До регулировки
После регулировки
Кастер  
7°28'
 
7°12'
Развал  
-0°20'
 
-0°24'
Схождение  
0°0'
 
0°0'

Первый раз я перекосил подрамник, выдвинув правую сторону вперед. К тому же я по ошибке сделал схождение, не обратив внимания цифры в книжке. Этого оказалось не совсем достаточно для кастера и ушел развал. Зато в последний раз все стало ОК. Последний замер получился для меня бесплатно, т.к. я пошел уже к директору и предложил, чтобы мне навесили датчики, а с/р я бы сделал сам, и за с/р я заплачу. На что директор ответил, что чтобы делать с/р самому, я должен купить себе стенд и делать там все, что хочу. Однако повелел мастерам проверить углы на этот раз бесплатно, видимо, тоже поразившись тому, что с меня сняли уже 1200 рублей за тройную регулировку схождения. А на мои намеки, что мастер-то ваш нифига то-ли не понимает, то-ли не умеет ничего, директор высокопарно заметил, что мастер-де у него с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ и опытный, и нечего ему указывать, что и как нужно делать. Тут почему-то вспомнился дедушка Ленин и большевики, которые наивно полагали, что если все люди станут образованными, то изменятся в лучшую сторону и просто не смогут свое дело делать плохо.


Итого, доношу теперь до сведения общественности результаты своих исследований.

Детали подвески Гольфа-4 допускают довольно большие вольности в установке. Дело в том, что болты крепления там, скажем, диаметром 10, а отверстия в закрепляемых деталях - 12-13. Это касается подрамника и рычагов. Не надо забывать, что двигая подрамник, вы меняете кроме кастера так же и развал-схождение. Кроме того, на развал можно довольно сильно повлиять, двигая шаровую опору. Шаровая опора крепится к рычагу 3-я винтами, причем отверстия в рычаге не круглые, а овальные. Поэтому опору можно на 5-8 мм двигать к центру-от центра автомобиля.

Как мерял:

Рис.1

Конечно, в домашних условиях точно померять кастер и развал весьма затруднительно, но если изготовить пару-тройку приспособ, то наверняка можно. Я такой целью не задавался, для меня важно было лишь добиться одинаковости этих величин для правой и левой сторон.

Чтобы выставить одинаковый кастер, сначала нужно выставить правильное схождение, что для этой машины плевое дело и элементарно делается в домашних условиях. Для этого берем веревку и привязываем к обоим концам грузики. Веревку натягиваем по желтому контуру(рис.1). Схождение будет нулевым, если веревки будут касаться как заднего так и переднего края передних колес (т.е. фиолетовая линия совпадет с желтой). Если есть необходимость поставить спицы руля горизонтально, то сначала ставим руль спицами горизонтально и затем, натянув веревку и крутя рулевые тяги, добиваемся нулевого схождения.

Далее меряем расстояние между красными линиями (рис.1) справа и слева автомобиля. Они должны быть одинаковыми. Мерять не обязательно между центрами колес. Удобно зацепить рулетку за задний край диска заднего колеса и мерять до переднего края диска переднего колеса. Причем, начало рулетки нужно зацепить как можно точнее к середине диска от земли, а конец нужно поводить вверх-вниз возле переднего колеса так, чтобы измерение оказалось максимальным (рис.2).

Рис.2.

Отпустив болты крепления подрамника, поворачиваем подрамник пока не достигнем нужного результата.

Если зазор выбран, а результат еще не достигнут, то еще можно подвигать рычаг. Причем движения рычага влияют на кастер (и на развал) даже сильнее, чем движения подрамника.

Все это, однако, в итоге мне не понадобилось, и вот почему. Когда я выбрал все зазоры и правое переднее колесо стало бежать впереди левого (а сначала было наоборот), то меня все равно тянуло вправо. Немного, но тянуло. Я было совсем пал духом и тут приятель говорит - а резину не пробовал местами поменять? Типа правое налево, а левое направо. Я ему - да не может быть, чтобы так из-за резины тянуло. А он мне - да давай попробуем, чего терять-то! И мы попробовали.

Стало тянуть влево! После этого я залез под машину, отпустил все винты и поставил подрамник ровно, рычаги одинаково и опоры одинаково, потом с требуемым моментом затянул и поменял левое переднее колесо (которое раньше было справа) с задним левым. И все! Результаты вы можете посмотреть в последней таблице. И это выставлено на глаз! Теперь машина при равномерном движении и небольшом ускорении едет идеально прямо и лишь при интенсивном ускорениии чуть забирает влево (это при отпущеном руле).

Резюме:

  1. Если у вас сложный случай, бесполезно ездить на сервис - все равно не помогут, а постараются "развести" на деньги. Ищите мастеров с рекомендациями.
  2. Если вы перебираете подвеску Г4 - отнеситесь внимательно к выбиранию зазоров, которые весьма велики.
  3. Резина довольно сильно может влиять на уводы в сторону.
  4. Схождение 40' очень сильно тормозит автомобиль. Расход топлива возрастает на 1.5 литра, машина упирается. На кузов от передней подвески начинают сильно передаваться все неровности.

На последок несколько цифр:

Моменты затяжек:

Проверка углов подвески в ВИСТ-сервисе 250 рублей, регулировка схождения - 150 рублей.

Время описываемых событий - март 2003 года.

Вот!