ПОЛОМКА НАСОСА ГУР

Одним не сильно холодным декабрьским вечером 2013 года решил я проехать по полю. Был плюс и все подтаяло. Зимник проложен таким образом, что приходится переезжать поперек летнее дорожное полотно с небольшими кюветами. Первый кювет преодолел легко, выехал на полотно дороги и стал съезжать во второй кювет. Увы, то, что он разбит, обнаружил (было темно) только когда нос уже стал съезжать в кювет. Застрял. Сел на «подбородок», тскть. Сначала попробовал выехать своим ходом, применяя различные комбинации высоты подвески и блокировок. В том числе, подгазовывая крутил туда-сюда рулем в надежде, что передние колеса в каком-нибудь положении за что-нибудь зацепятся. Увы, ничего не помогло. Пришлось поддомкрачивать нос за буксировочное ухо и выбирать лопатой смесь льда и глины, на которую «сел подбородок». Тогда удалось выбраться.

Выехав на дорогу понял, что ГУР работает странно. Ну а когда доехал до дома, то понял, что ГУР не работает. Думал, что повредил что-нибудь, пока выбирал лопатой из под «подбородка» ледяную глину. Однако снизу ничего криминального не обнаружилось, жидкость ГУР оказалась на месте и ничего не капало снизу.

Поутру снял пластиковую защиту картера, осмотрел насос ГУР. Он как бы слегка припотел маслом, но повреждений снаружи никаких не было.

Решил снять насос, не отсоединяя шланги, чтобы избежать необходимости прокачивания.  Это достаточно легко сделать на бензиновом моторе 3.2л.

Сначала ослабляем 3 винта крепления шкива ГУРа. Винты под шестигранники. У меня они оказались не слишком сильно затянутыми и открутились.

Воротком с удлинителем и головкой (на 24 по-моему) ослабляем винт напорного шланга ГУР на насосе.

Затем ослабляем натяжитель поликлинового ремня. Снимаем ремень со шкива ГУРа. Снимаем сам шкив с ГУРа. Тут придется немного попотеть, т.к. за годы шкив слегка прирос к ГУРу.

Теперь откручиваем тем же шестигранником 3 болта крепления ГУРа – два спереди и один сзади. Вытаскиваем ГУР наверх мимо генератора, предварительно вынув шланги ГУР из пластиковых креплений, которыми шланги держатся друг за друга и за другие шланги. Предварительно можно на мотор постелить картонку и тряпку, чтобы насос не повредил красивый пластиковый впускной коллектор.

Окончательно отсоединяем напорный шланг. Головкой на 10 откручиваем винт крепления фланца всасывающего шланга. Не теряем уплотнительное резиновое кольцо.

Насос у нас в руках.

В напорном отверстии ГУРа виден шток перепускного клапана. Клапан у меня оказался застрявшим. Простым нажатием на шток клапан сдвинуть не удалось. Тогда я зажал насос в тиски и большой головкой (размер не помню) открутил крышку колодца перепускного клапана (она же – втулка присоединения напорного шланга). Взявшись пассатижами на шток клапана, провернул его вдоль оси, после чего клапан выскочил. Я обрадовался, подумав, что дело всего лишь в застрявшем клапане. Тем более, что в интернете пишут, что именно в нем кроются все проблемы в тех случаях, когда клапан вдруг срабатывает и не возвращается на место (насос качает через открытый клапан по малому кругу и в рейку масло под давлением не подает).

Кстати, прежде, чем снимать насос и проводить с ним дальнейшие действия, можно попросту для начала попробовать расшевелить клапан через круглое окошко в стенка колодца клапана. При этом наверняка возможна частичная потеря масла. Заглушка окошка отворачивается шестигранником и уплотнена резиновым кольцом.

Расшевелив клапан, я собрал насос и все поставил не место. Увы, ГУР не заработал. Я уже было подумал, что сломалось что-то еще, кроме насоса, ибо в интернете пишут, что в насосе ломаться нечему, может только застрять клапан.
Заехал в сервис к MVRам, благо, что по пути. Заодно «подкачнул» торс, вращая руль без ГУРа (на трассе-то почти никакой разницы, а вот в городе разница очень сильно, тскть, весьма заметна. В сервисе мест небыло, но спеуиалист Юрий вышел, сел за руль, покрутил-погазовал и сказал, что это все-таки насос, т.к. с увеличением оборотов двигателя руль становиться крутить легче.

Стал смотреть в EXIST’е. Каталог выдает номер 7L6422154E. Такой насос стоит 14000. Аналоги непонятной итальянской и тайваньской фирм стоят по 6000. Но брать такие стремно. Следующим в списке идет номер без буквы на конце - 7L6422154. Заменители те же. М-да. Особенно под новый год. Когда траты итак превысили все разумные. Залез на сайт магазина AUTO-Z и набрал в поиске этот номер. Их сервер выдал заменитель от уважаемой фирмы ZF - 8D0145156K за 7750р. Звоню, спрашиваю – есть? Есть! Но это, говорят, насос на Б5, вам не подойдет. Ну все-таки купил.

Встал как родной. И работает не хуже. На насосе указано, что он развивает 120бар. Неужели родной развивает больше? Куда уж больше. В общем работает. Недостатков не заметил.

Затем решил разобраться с родным насосом – что же сломалось?

Снял заднюю крышку – все вроде бы цело. Однако при более внимательном изучении выяснил следующее. Главная деталь насоса – это толстая шайба с прорезями (колесо насоса), в которые вставлены пластинки (лопатки насоса). Колесо крутиться в овальном пространстве. Под действием центробежных сил лопатки при вращении стремятся выскочить из колеса. Там, где овальное пространство им это разрешает – они выскакивают на 2/3 своей длины и зачерпывают масло из входного отверстия и запихивают его в выпускное отверстие. В узкой части овала лопатки заходят обратно в шайбу. Так вот, видимо клапан рециркуляции у меня застрял в закрытом положении и колесо с одной стороны из-за этого как-то деформировалась. При этом лопатки на деформировавшейся стороне колеса перестали свободно выходить из своих гнезд под действием центробежных сил. С другой стороны колеса было все ОК. Т.е., если повернуть насос так, чтобы колесо оказалась в вертикальном положении широкой стороной овала вниз, то из целой стороны колеса лопатки под действием силы тяжести выпадают свободно, а с деформированной стороны – нет, только если отверткой выпихнуть. Видимо, произошло сужение или деформация щелей, куда вставляются лопатки. Сами лопатки целы, т.к. переставление лопаток с исправной стороны на результат не влияет.

Возможно, можно попробовать разработать пазы шкуркой, как-нибудь попробую на досуге. А пока что пусть работает насос от Б5.

Вот!

Материал написан 21.01.14.