ЗАМЕНА БЛОКА КЛАПАНОВ АКПП

С самого начала моей эксплуатации данного авто у меня было ощущение, что коробка как бы отключается, когда едешь накатом. Т.е. едешь накатом, потом нужно ускориться - нажимаешь газ а машина начинает ускоряться не сразу, а как бы спустя мгновение и после небольшого толчка. Вроде как бы холостой ход педали газа имелся. Или казалось, что коробка разъединилась и ей нужно небольшое время, чтобы включиться обратно.

Адаптация АКПП и дроссельной заслонки помогала, но не полностью.

Уровень масла проверял, он оказался в норме.

Весной 2010 года на автомобиле вдруг как то резко появилась неисправность АКПП, а именно - довольно сильный удар при переключении с 5 на 4 передачу. Например, едешь по городу. 5я передача. Нужно ускориться, хоть плавно, хоть резко. Нажимаешь на газ - ничего. Нажимаешь сильнее - опять ничего. Нажимаешь еще - вдруг удар, как будто сзади въехал кто или в машину что-то попало. После этого, наконец, наступает разгон.

Причем, происходило это далеко не каждый раз. Т.е. даже достаточно редко.

Дожидаться развития событий не стал, решил выяснить причину. До выяснения по городу стал ездить, включая АКПП в спортивный режим, при котором она не включает передачи выше 4й.

Кстати сказать, спортрежим был грубоватый. Переключения как то нервно происходили, торможение двигателем тоже было резкое - бросишь педаль газа и носом обязательно клюнешь.

Как оказалось, это характерная неисправность блока клапанов АКПП, которая встречается на машинах до 2005 года выпуска довольно часто. Поэтому, сразу решился на замену блока клапанов, масла и фильтра.

На сайте клуба любителей VW Touareg этому посвящено не мало статей. Внесу свою лепту и я.


Итак, для замены блока клапанов нам понадобятся следующие детали и масло:

09D325039A - блок клапанов АКПП;
09D325443 - резиновое уплотнительное кольцо маслофильтра АКПП;
09D325435 - фильтр масляный сетчатый АКПП;
09D321371 - прокладка масляного поддона;
09D321379 - уплотнительное кольцо заливной пробки, она же пробка для проверки уровня масла в коробке;
09D321181 - уплотнительное кольцо сливной пробки;
G055025A2 - масло АКПП 9 литров.

Прокладка

Фильтр

Фильтр

Блок клапанов

Блок клапанов

Все детали заказал у MVR, т.к. цены были самые низкие. Для сравнения, самый недорогой блок клапанов по магазинам обнаружился в AUTO-Z (48000), в то время как у MVR получилось чуть больше 40000.

Приступаем.

Поднимаемся на пневмоподвеске в положение XTRA-LEVEL и удерживаем кнопку LOCK, пока подвеска не перейдет в режим JACK-MODE.

Снимаем пластиковую защиту АКПП. Снимаем так же металлические упругие пластинки, удерживающие заднюю часть защиты, чтобы было удобней ковыряться под авто.

Подкладываем под машину разобранную картонную коробку от телевизора, ибо как не старайся, а масло все равно попадет на пол.

Откручиваем сливную пробку АКПП, предварительно подставив ванну для масла (например, пластиковую канистру с отрезанной боковой стенкой).

Сливаем масло

Сольется приблизительно 3 литра масла.

Затем откручиваем 16 болтов с головкой на 10 по периметру поддона. 6 передних болтов находятся за подрамником. Их откручивать неудобно, но открутить можно.

Аккуратно отделяем поддон (он прилип на прокладке). Осторожно, в поддоне осталось еще около литра масла!

Грязные магнитики

Сливаем из поддона масло, протираем его начисто тряпкой. Магнитики отделяем, протираем и примагничиваем на место.

Чистый поддон с новой прокладкой

Теперь головкой на 10 откручиваем 3 болта крепления маслофильтра. Не смотря на кажущуюся чистоту, масло сквозь сетку самотеком не проходит, поэтому, открутив фильтр, снимаем аккуратно - в его верхней полости много масла.

Крепление маслофильтра

Маслофильтр

На верхней поверхности фильтра некоторые отложения все-таки имеются, хотя сетка кажется чистой.

Старый фильтр

Теперь нужно отсоединить разъемы клапанов.

Так по инструкции

А мне так показалось легче

В ELSA нарисовано, что нужно надавливать отверткой на зубчики. Мне было удобнее поднимать ответное место зацепа отверкой, т.к. зубчики не надавливаются (вставлял отвертку по стрелочке).

Разъединяем таким образом 7 разъемов клапанов (черный, синий и 5 зеленых).

Затем, покручивая, снимаем в направлении вдоль оси разъемы с датчиков давления (2 штуки, резиновые наконечники).

Снимаем с металлического лепестка, не разъединяя, разъем датчика скорости (белый). Обращаем внимание на то, как проложен провод от датчика скорости.

Головкой на 10 откручиваем болт крепежной пластины датчика температуры. Пластина может упасть. Датчик температуры, покручивая, вынимаем. Он сидит плотно на уплотнительном резиновом кольце.

Осторожно! После вынимания датчика потечет масло - еще около литра.

Датчик от проводов не отсоединяется.

Разъемы клапанов

Провода отсоединены

Затем начинаем откручивать блок клапанов. Сначала все болты ослабляем. Под переднюю часть подставляем ванну. Как только передние болты будут достаточно ослаблены, на подрамник потечет масло, а с подрамника - в ванну. Масла стечет довольно много.

Болты крепления блока клапанов

Выкручиваем все болты, оставляя по одному спереди и сзади. Затем придерживая блок выкручиваем и 2 оставшихся. Блок довольно тяжелый. С непривычки лежа одной рукой можно и не удержать. Особенно учитывая, что другой рукой при этом нужно отвести провода в сторону.

Сверху на блоке так же остается в углублениях масло, которое опять-таки попадает в основном на предусмотрительно подложенную коробку от телевизора.

Клапана сняты

Вот он какой, старый блок клапанов:

Начинаем сборку.

Очищаем посадочное место поддона (край коробки, к коротому будет прислоняться новая прокладка поддона).

Вынимаем из пакета новый блок, стараясь чтобы на него не попал мусор.

Берем пару болтов в одну руку. Лучше если это будет один длинный передний болт и один короткий задний.

Приставляем блок по месту и наживляем передний и задний болты. Наживляем как следует, на несколько ниток резьбы.

Теперь блок висит на 2х болтах. Берем остальные болты и так же все наживляем.

Поднимаем одной рукой блок до конца и закручиваем до упора от руки болты крест-на-крест по диагонали, затем и все остальные.

При установке блока следим, чтобы штырек на секторе выбора режимов АКПП (остался в корпусе) попал в зацеп со штоком выбора режимов на блоке плапанов (между тарелочками на конце штока).

Затем затягиваем болты опять-таки крест-на-крест по диагонали равномерно с моментом 8НМ + доворот на 90 градусов. Сильно усердствовать не нужно - болты каленые, а корпус АКПП силуминовый.

Вставляем датчик температуры, приставляем крепежную планку и закручиваем болт (10НМ). Соединяем разъемы, насаживаем разъем датчика скорости на лепесток, прокладываем провод так, как было.

На верхнюю горловину фильтра надеваем резиновое кольцо, смазываем его маслом. Вставляем фильтр на место до, как бы, щелчка, и закручиваем 3 болта (10НМ).

Надеваем прокладку поддона на поддон. Аккуратно заводим край поддона за подрамник так, чтобы и прокладка осталась на месте и чтобы грязь не попала в поддон. Прислоняем поддон на место и прикручиваем болтами (8НМ). При затягивании не переусердствуйте - корпус коробки, напоминаю, силуминовый. Дистанционирующие металлические втулки в отверстиях прокладки поддона обеспечат равномерность прилегания. Главное, чтобы все они были на месте.

Закручиваем сливную пробку с новым кольцом (20НМ).

Далее предстоит заполнение коробки маслом.

Для этого я изготовил простейшее приспособление.

Откручиваем крышку первой банки с маслом, сверлим в ней отверстие, стружку и ошметки тщательно удаляем. В отверстие вставляем ниппель от мопеда/велосипеда или сосок от литого диска. На ниппель одеваем пластиковый гибкий шланг. Кончик шланга загибаем.

Приспособление для заполнения маслом АКПП

Крышку накручиваем на банку. Шланг вставляем в отверстие для контроля уровня масла так, чтобы загнутый конец подавал струю масла в поддон, и, перевернув банку вверх ногами, выдавливаем содержимое в коробку. Влезет около 3х банок.

Заводим мотор. Заливаем еще масло, пока не закапает из отверстия обратно.

Удерживая авто тормозом, коробку по очереди включаем в каждое положение на 2-3 секунды.

Еще заливаем масло, пока не закапает обратно.

Закручиваем контрольную пробку со старым кольцом.

Совершаем пробную поездку.

Выключаем мотор, даем остыть коробке до 35 градусов (контролируем VAG-COMом).

Заводим мотор, откручиваем контрольную пробку, доливаем пасло, пока не закапает обратно.

Закручиваем контрольную пробку с новым кольцом. Кольцо резиновое, поэтому слишком усердно затягивать не нужно.

Ставим на место упругие лепестки и защиту АКПП.


В заключении хочу сказать, что:

1. Все недостатки, описанные в начале статьи, ушли. Машина даже стала как-то приёместей.

2. Не смотря на то, что нет в плане обслуживания обязательной замены масла в АКПП, я утведился в мысли, что это все же необходимо при пробеге 100000. Слившееся масло было коричневого цвета с красным оттенком не прозрачное. В то время как новое масло - это прзрачная жидкость чисто красного цвета.

3. Заправочный объем АКПП GLJ 9 литров. У меня влезло 8.5.

Вот!

Материал написан 20.05.10.


P.S. При разглядывании старого блока клапанов стали терзать меня смутные сомненья. Уж больно монументально и надежно он выглядит. Может быть было достаточно поменять масло, фильтр и датчики давления масла? Как проверить...Не знаю...