ПОЛОМКА РЕДУКТОРА

2012 год, лето.

Подъезжая к Москве, услышал, что появился посторонний звук. Сначала не мог определить - от меня или от соседей по потоку. Доехал до Москвы и стало понятно при неспешном движении что что-то случилось. До работы добрался уже со страшными звуками, которые особенно хорошо были слышны при окончании торможения до полной остановки.

Вывесив заднее колесо на подножке и покрутив его руками понял, что дело в редукторе. При вращении колеса в редукторе раздавались скрежещущие звуки.

Должен заметить, что это произошло через два дня после второй замены масла в редукторе. Когда я первый раз менял масло, то залил 200мл вместо 180 положенных. В связи с чем чуть сопливился сапун. Второй раз я залил ровно 180 мл. И в течении двух дней наблюдал на заднем колесе следы достаточно массового исхода масла из редуктора. Не мог понять в чем дело. И вот на 3й день это случилось.

Сбегал в ближайший от работы магазин ТЕХКОМ, где купил банку кастрюля 75w140 и прозрачную трубку с колпачком для очистителя кондиционера. Еще в аптеке купил шприц 10мл. Вернувшись к скутеру, залил в редуктор 100грамм и на сапун надел трубку, колпачек вывел повыше.

На работе изучил утройство редуктора по имеющейся на сайте WWW.VELOCITYK.RU схеме. Решил, что вышел из строя подшипник задней оси. Возможно, из-за попадания накануне в дожь в ямку в луже. К сожалению, на схеме не указан тип подшипника, сквозь который ось выходит наружу. Указан только тип подшипника, в котором вращается хвостовик оси.

До дома добрался своим ходом со скоростями около 25-30 км/ч с остановками. Причем, иногда скутер начинал ехать хорошо, но при достижении определенной сторости (около35 км/ч) или, наоборот, при сбросе скорости, вдруг резко начиналась жуткая вибрация и вой и приходилось тормозить почти до остановки. Вибрация уходила или снижалась и опять можно было ехать.


Дома сразу же полез разбирать редуктор. Для того, чтобы его разобрать, нужно снять глушитель, заднее колесо и вариатор.

Глушитель крепится к мотору и раме двумя длинными винтами под головку на 12, выпускная труба глушителя крепится двумя длинными гайками на 10 и к глушителю прикреплено крыло заднее винтом под ключ на 10. При выкручивании данного винта важно не потреять термоизоляционную шайбу.

Откручиваем 2 винта с головкой на 12 крепления заднего тормозного механизма, снимаем его с тормозного диска и вывешиваем на проволочке.

Колесо крепится на оси гайкой на 24, которую откручиваем головкой и воротком с надетой на вороток трубой-удлиннителем. Предварительно вставляем палку в колесо, чтобы зафиксировать его от прокручивания. Шайбу под гайкой не теряем.

Откручиваем винт с головкой на 10, который крепит корпус фильтра к крышке вариатора.

Откручиваем 10 винтов с головкой на 8 крышки вариатора и снимаем крышку, предварительно отведя тормозной шланг заднего тормоза и приподняв корпус фильтра. Сразу лучше отделить прокладку крышки вариатора и положить ее куда-нибудь в надежное место, чтобы не порвалась. Так же нужно уделить внимание двум коротеньким трубочкам, фиксирующим прокладку.

Крышка вариатора

Далее, откручиваем гайку на 17 передней части вариатора. Т.к. съемника у меня не было, то я быстренько выпилил алюминиевую пластинку с отверстиями под 2 штатных болта крепления крышки. Вставляя подходящий штырь (например, сверло или отвертку) в углубление на щеке вариатора, удалось зафиксировать вариатор от проворачивания и открутить гайку.

Откручиваем гайку передней части вариатора

Для откручивания гайки на 14 задней части вариатора подошел цепной съемник маслофильтра.

Откруичваем гайку задней части

Открутив заливную и сливную пробки, сливаем масло из редуктора. Затем отручиваем 7 болтов на 12 крышки редуктора.

Полость вариатора

К моему несказанному удивлению вышел из строя вовсе не подшипник задней оси а подшипник первичного вала редуктора. При вращении рукой оси колеса первичный вал при вращении начинал трястись в подшипнике так, что я сначала подумал, что вал кривой. Разумеется, сальник в таких условиях пропускал масло из редуктора в полость вариатора, которое стекало на улицу через хитрый канальчик в крышке вариатора, а вовсе не через сапун, как я думал сначала.

Стал разбираться с подшипниками. Всего в редукторе 6 подшипников, включая основной подшипник задней оси, сквозь который ось выходит на улицу. Его параметры 47х20х12, сальник 47х32х6-10. Остальные подшипники 2х размеров - 3 штуки 32х12х10 и 2 штуки 42х17х12. Подшипник 32х12х10 - это стандартный подшипник 6201, который в разных видах есть почти в любом магазине. В редуктор нужны подшипники с открытыми шариками (без пластиковой грязезащиты). Фирменный каталожный номер SYM 91006-A1A-300. А вот Подшипники 42х17х12 (каталожные номера SYM 91004-KBN-921-M1 и 96100-62030-00) хоть и имеют в обозначении номер стандарта 6203, на самом деле ему не соответствуют. Стандартный подшипник 6203 - это 40х17х12. Такой подшипник ставится много куда, например, в коробку передач ГАЗ. Подшипники 42х17х12 встречаются только в магазинах запчастей для скутеров.

Почему для подшипников одинакового размера разные каталожные номера? Скорее всего подшипник первичного вала редуктора - 91004-KBN-921-M1 - это специальный подшипник, рассчитанный на высокие обороты. В то время как второй - на высокие обороты может быть не расчитан, т.к. задействован уже для оси после понижения оборотов в редукторе.

К сожалению, подшипник 91004-KBN-921-M1 нельзя заказать даже в VELOCITYK.RU. Поэтому, в магазине SCOOTER-ZIP.RU заказал подшипник главной передачи TPI нужного размера и сальник KOK 17х30х5. Подойдет, кстати, сальник толщиной от 5 до 7 - место есть.

Подшипник

Сначала выбиваем старый сальник. Чтобы его вынуть, я воспользовался загнутой на конце плоской отверткой. Между подшипником и сальником имеется расстояние, в которое я заводил отвертку со стороны редуктора и постукивал по ней молотком - и так постепенно по всему контуру сальника. В принципе, если не ставить перед собой задачу сохранить старый сальник, то его можно удалить проще любым варварским способом.

Затем, наставив на подшипник со стороны вариатора подходящую головку, легкими постукиваниями по головке молотком, постепенно высадил старый подшипник.

Старый подшипник, видимо, углубил борозду качения шариков поглубже, т.к. внутренняя обойма шаталась по отношению ко внешней обойме в плоскости подшипника. Т.к. подшипник пришлось выбивать, то смею надеяться, что посадочное место подшипника не пострадало.

Следующие 2 фото призваны задуматься о количестве масла, заливаемого в редуктор. Как можно видеть, заливное отсерстие находится почти на одном уровне с серединой посадочного места подшипника первичного вала редуктора. После замены подшипника я, не взирая на указания в инструкции, залил масло по уровню заливного отверстия. Влезло почти 300 мл. Если залить 180мл, то уровень масла не будет доходить до подшипника первичного вала. Я понимаю, что масло в редукторе разбрызгивается. Но достаточно ли будет его для смазки и охлаждения самого высокооборотистого в редукторе подшипника? С другой стороны, если сальник первичного вала вдруг начнет пропускать, то масло в больших количествах начнет поступать в полость вариатора. Справится ли с его отводом маленький хитрый канальчик в крышке?

Для себя решил так: пока исправен пошипник первичного вала, хороший сальник будет справляться со своими обязанностями. А у подшипника больше шансов оставаться исправным, если он в маслянной ванне. Если же случится неисправность, то просто резко ухудшится тяга в вариаторе. Но уверен - до дома дотяну.

Судя по следующим трем фото, масло в сливной канал потоком будет попадать только если его налить грамм 400. В остальных случаях туда будут попадать только брызги.

Для установки нового подшипника потребуется болт с гайкой и двумя шайбами диаметром около 42. Наживляем новый подшипник фасками (на подшипнике и у посадочного места есть фаски). Вставляем болт с шайбой, надеваем вторую шайбу с другой стороны и закручиваем гайку до полной посадки подшипника на свое место.

Сальник на свое место заходит от руки (с некоторым усилием).

Затем собираем редуктор в обратной последовательности. Полость редуктора перед сборкой лучше помыть бензином кисточкой. Он не грязный, просто продукты износа распределюятся по закоулкам где хорошо держатся на остатках холодного трансмиссионного масла.

Так же следует помыть полость вариатора от следов масла, попавшего через сальник, и от пыли, образующейся из-за износа ремня вариатора. Пыль так же скапливается на деталях вариатора. Она, например, может мешать свободному катанию грузиков передней части вариатора или оседать на колодках сцепления в задней части. В основном для мытья подойдет бензин. А для щек вариатора и сцепления я применил аэрозольный осиститель карбюратора.

Все собираем в обратной последовательности.


Некоторые соображения про подшипники.

Почему сломался подшипник. Приходят в голову 2 варианта:

Попробуем прикинуть.

Итак, нас интересуют максимальные обороты подшипника первичного вала.

Если подсчитать кол-во зубов шестеренок в редукторе, то передаточное число редуктора получится 17.2. Стандартное колесо 110х70х16 по шинному калькулятору имеет наружний диаметр 56.1см. Это значит, что колесо за один оборот проходит 1.76 метра. 80 км/ч = 1333 м/мин. Таким образом, при самой наимаксимальнейшей скорости скутера заднее колесо выполняет 760 об/мин, а первичный вал редуктора - 13072 об/мин, что немного превышает номинальные обороты самых простейших подшипников 6203 (12000 об/мин) и еще далеко до максимальных 24000 об/мин. Номинальная же скорость для 12000 об/мин - это 74 км/ч. Ограничитель в модуле зажигания ограничивает максимальную скорость 62-64 км/ч.

Кстати, если померять геометрические параметры вариатора, то на максимальной скорости его передаточное число составляет 100/77=1.3 (меряем по внешней кромке ремня на максимально разошедшихся щеках задней части вариатора, разведенных вручную). Таким образом, при 80 км/ч обороты мотора будут около 10000 об/мин, что для скутеров нормально. Согласно паспорта на скутер, максимальную мощность он развивает при 7500 об/мин.

24000 об/мин - это НОМИНАЛЬНЫЕ обороты хороших подшипников хорошей фирмы радиальных шариковых однорядных без уплотнений стандарта 6203! Например, смотрим ЗДЕСЬ таблицу изделий. А максимальные - 38000 об/мин.

Не знаю, на сколько хватит подшипника TPI. В принципе, по каталогу интернет-магазина он идет как "подшипник главной передачи". Что это - "глвная передача" - редуктор, чтоли? И на какое место установки в "главной передаче" рассчитан этот подшипник? Вторичного или первичного вала? Если уж специальный SYM'овский подшипник моментально вышел из строя, стоило только ликвидировать ограничители, то сколько же продержится подшипник TPI?

В общем для себя решил так - если TPI быстро сломается, то буду "колхозить". Заказал в EXIST'е SKF"овский подшипник 6203 40х17х12 - подшипник генератора. Не знаю, какой именно модификации придет. Согласно таблицы подшипников SKF, мне лучше всего подойдет 6203 ETN9 - у него самые большие индексы нагрузки. Судя по всему, его можно приобрести здесь. Подойдут так же просто 6203, 6203-*RSL*, 6203-*Z*, 6203-Z*. А вот 6203-*RSH* уже не подойдут - у них только 12000 об/мин.

Далее, нужно будет изготовить переходное кольцо 42х40х12. Для этого, я думаю, можно купить на строительном рынке медную трубу отопления 42х1.5 и обточить изнутри вращающейся шкуркой, либо заказать стальное кольцо токарю. 42 - это стандартный внешний диаметр 1.5-дюймовых труб.

Так что сдаваться и ставить назад ограничители я пока не собираюсь.

Вот!

Материал написан 09.09.12.