ТЕРМОСТАТ И ПЕЧКА. ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ. САГА.

Мультик про термостат

мышкуйте'с

Могу ответственно заявить - печка в Примере хорошая. При исправной, конечно, системе охлаждения. Какие признаки частично неисправной системы охлаждения? Конечно такие ситуации, как пар из радиатора в дорожных пробках или периодически исчезающий антифриз здесь не будем рассматривать. Поговорим о езде зимой. Одно время я думал, что печка плохая. В самом деле, пускаешь утром по морозцу двигатель. Он нагревается до рабочей (до первой отметки термометра, а не до его середины) температуры за 15 минут и печка начинает слабо дышать теплом. Пока едешь медленно, да еще с полузакрытым заботливо картоночкой радиатором, все вроде неплохо - и в салоне тепло и температура нормальная. Но вот мы на трассе - морозный ветер уносится назад со скоростью 100-120 км/ч, унося с такой же скоростью тепло из радиатора системы охлаждения, и соответственно, из салона. К Москве добираемся уже кутаясь в тулуп, ловя на себе сочувственные взгляды владельцев жигулевской классики, где, как известно, можно достичь даже зимой температуры соскальзывания с кресла на пол. К концу зимы 1999 вконец достала меня такая ситуация и я решил сменить антифриз (тем более, что еще ни разу не менял), а за одно проверить термостат. Кстати, антифриз рекомендуется менять раз в 2 года из-за потери смазывающих помпу свойств. Термостат к моей радости обнаружился в КЕМПе за 286 рублей производства QH. Родной антифриз к данному моменту был чуть выше минимума в расширительном бачке(при холодном двигателе). Прочитав в книжке, что нужно минимум 6.5 литров антифриза, купил в том же КЕМПе концентрат MANNOL 4 литра (-70градусов) и 10 литров дистиллированной воды.Чтобы сменить антифриз, понадобится тазик. На холодном двигателе открываем кран печки (в положение максимального обогрева), подставляем тазик по КПП и отсоединяем нижний шланг от радиатора, предварительно открыв пробку радиатора. Выкручиваем пробку на блоке цилиндров спереди слева в районе 3-го цилиндра (на 12, по-моему). Выкручиваем продувочную пробку (на 10) под распределителем над катушкой зажигания (осторожно, не уроните на щелястый досчатый пол - не найдете потом). Пробка имеет уплотнительную медную шайбу. Отсоединяем резиновый шланг от верхнего патрубка печки. Снимаем расширительный бачок и выливаем из него остатки антифриза. Бачок споласкиваем и ставим на место. Ждем минут 5, пока все не сольется. Присоединяем шланг к радиатору и начинаем заливать дистиллированную воду. Пошла вода из блока - заворачиваем пробку на блоке. Пошла вода из продувочного отверстия под распределителем - заворачиваем пробку. Пошла вода из шланга и патрубка печки - соединяем их. Доливаем воду до верха радиатора, закрываем его и рукой начинаем жамкать нижний шланг, пока не прекратится булькание. Доливаем опять воду до верха радиатора и заливаем немного воды в расширительный бачок. Пускаем двигатель и ждем, пока включится радиатор системы охлаждения. Сливаем старый антифриз из тазика в заранее приготовленную тару, подставляем тазик под КПП и снова проделываем процедуру сливания. Затем повторяем процедуру наливания, используя приготовленный антифриз. Доводим уровень в расширительном бачке до отметки максимума. Так легче потом проконтролировать - все ли в порядке. Пускаем двигатель, доводим дело до включения вентилятора, останавливаем и даем полностью остыть. Затем доливаем антифриз в радиатор до верха и восстанавливаем уровень в расширительном бачке. Все.

Удивило меня то, что при ни разу не перегревшемся двигателе и вообще считавшейся исправной системе охлаждения слилось 5 литров, а залилось 6.5, при емкости расширительного бачка 0.4 литра. ВОТ!

При пустой системе полезно проверить термостат. Понадобится быстросохнущий герметик с узким носиком.Отсоединяем шланг большого контура от крышки термостата. Придется повозиться - не удобное место. Откручиваем 3 винта крепления крышки к корпусу. Пытаемся расшатать крышку, которая посажена на герметик. Можно чуть-чуть поддеть отверткой за ушки для винтов, но большое усилие прикладывать к отвертке нельзя. Сняв крышку, тщательно отчищаем ее от старого герметика, особое внимание уделяя канавке по контуру. Очищаем и корпус термостата. Тем более, что у меня герметика было столько, что клапаночек для воздуха на термостате тоже был в герметике. Вынимаем термостат, который у меня прилип отложениями в указанной на рисунке точке настолько, что его еле оторвал. Разбирая все это дело, я ожидал увидеть много ржавчины, грязи и т.д. Ничего подобного. Все девственно чистое. Только в указанной точке собралась некая серая гадость, прихватившая термостат за нижнюю тарелочку. Так что надо засунуть палец в это место и ногтиком пошкрябать. Потом протереть тряпочкой. Берем новый термостат и ставим его на место, обращая внимание на надпись "ТОР" на нем. Клапаночек должен быть вверху. Накладываем тонюсенькую колбаску герметика по контуру крышки, желательно в канавку и прикручиваем ее на место. Соединяем разъем датчика вентилятора и ставим на место шланг большого корпуса. Ждем 30 минут и заполняем систему. После описанной процедуры при температуре окружающей среды -20 двигатель прогревается до СЕРЕДИНЫ указателя температуры за 5-10 минут, который больше не опускается ни при каких условиях даже если радиатор вообще ничем не загорожен. Печка, естественно, при этом очень хорошо работает. Ну, может, и не до соскальзывания с сиденья, но очень хорошо.

ВОТ!