УСТАНАВЛИВАЕМ БОРТКОМПЬЮТЕР
На предыдущих моих машинах были борткомпьютеры (БК), которые рассказывали мне, какой расход бензина в настоящий момент, каков расход с последней заправки, какая температура за бортом и т.д. Захотелось того же и в CR-V.
Выпускается куча БК для нашемарок. Все они подключаются к диагностическому разъему через К-линию. В CR-V тоже есть диагностический разъем. Однако, даже для одной и той же ВА2115 существует несколько модификаций блоков управления двигателем и, соответственно, несколько вариантов БК одной и той же фирмы. Так что у меня лично возникли сомнения, что такой БК может что-нибудь показать в CR-V. Стал искать универсальные.
Поиск по интернету дал две ссылки - http://carset.ru и http://www.multi-set.ru. Условно назовем обнаруженные БК carset и multi-set. Долго читал все, что написано на этих сайтах. Основные функции схожи. Оба подключаются к датчику скорости и одной из форсунок. Оба имеют часы, умеют мерять расход в литрах/час или литрах/100км (в движении), обороты двигателя, скорость автомобиля, вести дневник поездки. Так что выбор может быть сделан только на основе второстепенных различий, некоторые из которых для меня оказались важными при выборе и которые я свел в таблицу:
Параметр | CARSET | MULTI-SET | Примечание |
---|---|---|---|
Цена | 2950р+350р за датчик температуры | 2000р | |
Готовый корпус | Нет | Да | Корпус MULTI-SET напоминает по фотографиям автомобильный градусник или постронний тахометр. Лично мне это не понравилось. |
Рассчитан на встраивание вместо штатных часов или заглушек | Да | Нет | Мне не захотелось, чтобы была некая нашлепка в дополнение к штатным приборам |
Отображение информации | Точечный 2-х строчный дисплей, надписи по русски | Сегментный индикатор | |
Измерение температуры выносным датчиком | Да | Нет | |
Возможности аналитической диагностики состояния автомобиля | Нет | Да | По материалам на сайте MULTI-SET выходит, что БК умеет показывать не только расход, но и делать вывод о том, увеличился ли он по сравнению со стандартным (т.е. не прибавляют ли мозги бензуса, например, из-за мороза). Еще MULTISET умеет делать выводы о загрязненности форсунок по форме импульсов, возникающих в катушках форсунки при отпускании клапана. Кроме этого, он как то может рассчитывать еще кучу параметров. |
В общем я выбрал CARSET. Я подумал, что для меня лучше встраиваемый БК, который цивильно и красиво покажет только то, что мне необходимо. А аналитику я лучше буду делать сам по мере необходимости, опираясь на ноутбук и k-l-line адаптер.
БК CARSET выпускаются под различные автомобили. Насколько я понял, разница лишь в надписи, появлющейся при включении, в цвете экрана (зеленый/беклый) и в расстоянии между кнопочками. Возможно, к некоторым дают некую мордочку, позволяющую его сразу вставить в автомобиль. Соответственно, меняется и цена - от 2950 до 3950.
Т.к. для CR-V 1 поколения сразу готового БК не было, решил взять самый недорогой, например, для HYUNDAI SANTA FE. Мне было предложено запрограммировать (поменять) появляющуюся при включении надпись на "HONDA CR-V", на что я согласился. Это обошлось папаше Дорсету в лишних 100р 8-). В итоге мне привезли коробочку, в которой обнаружились инструкции по установке, эксплуатации, сам БК, стеклышко для мордочки, датчик температуры и соединительные провода.
Для установки БК нужно снять и разобрать часы. Для этого снимаем центральную решетку вентиляции с закрепленными на ней часами и кнопкой аварийной остановки. Снятие решетки нужно начинать с нижней кромки, которая держится за торпедо 4-я упругими металлическими фиксаторами. Понадобится плоская отвертка среднего размера. Вставляем отвертку под левый воздуховод, приподнимаем решетку вверх и низ тянем на себя. Как только низ чуть вышел, вставляем отвертку под правый воздуховод, приподнимаем и опять тянем на себя. Главное не торопится и не стараться вытянуть воздуховод полностью, как только вышел один угол, а то металлические фиксаторы пососкакивают со со своих мест и попрячутся в недрах приборной панели. Придется ее разбирать.
Открутив 4 самореза, снимаем часы и располовиниваем их. Сами часы прикреплены к задней стенке, нам же нужна только мордочка и пластмассовые удлиннители кнопок.
Индикаторы штатных часов очень яркие и стекло на мордочке очень темное, сквозь него БК не видно. Поэтому его нужно снять. Стекло прикреплено по углам. В самом стекле отверстия, а на мордочке - пластиковые штырьки, на которые и надето стекло. Штырьки на кончиках подплавлены. Подплавленности удаляем ножиком и стекло снимаем - вдруг часы обратно когда-нибудь понадобятся. А стоят они ого-го - $180!
Новое стело можно изготовить из коробочки компакт-диска или магнитофонной кассеты. Я прикрепил его путем приваривания к мордочке паяльником и по бокам еще закрепил хлодной сваркой.
Средняя кнопка БК находится ровно напротив штатной средней кнопки. А вот крайние кнопки стоят поуже. К тому же штатные удлиннители кнопок не достают до кнопок БК. Поэтому понадобятся удлиннители-раширители штатных удлиннителей кнопок (кошмар, сколько удлиннителей 8-)). Их проще всего изготовить из твердой резины, которую можно добыть, например, из резинового шпателя для кузовных работ.
Отрезаем от задней части шпателя полосу толщиной 8мм. Сам шпатель тощиной 1 см. От полосы отрезаем куски по 8мм. Получаются брусочки резины 8х8х10 мм. В центра каждого брусочка сверлим углубление диаметром 6мм, глубиной где-то 5мм. так, чтобы хвостовик пластмассового удлиннителя кнопки плотно целиком вошел в брусок. Вот так:
Вставляем комбинированные удлинители в мордочку и примеряем компьютер. Удлиннители погдоняем по месту острым ножом (например, канцелярским) и обтачивая на грубой шкурке. Получается воткактотак:
Теперь нужно закрепить БК на мордочке. Я решил его просто привязать проволокой. Для чего поделал еще несколько отверстий в БК и отверстия в боках мордочки. Получилась воткактотак:
Теперь прикручиваем БК к воздуховоду и залепляем с обратной стороны малярным скотчем, чтобы пыль не попадала.
"+" и "-" подключаем к разъему часов, а остальные провода проводим в моторный отсек через заглушку за вентилятором печки. Синий провод подключаем к бело-синему проводу датчика скорости на коробке (для облегчения доступа лучше снять гофротрубу от корпуса воздушного фильтра до корпуса дроссельной заслонки), белый - к импульсному проводу любой форсунки (для облегчения доступа лучше снять резонатор впуска).
Датчик температуры я разместил внутри всасывающей трубы до фильтра (вход в правом переднем углу мотоотсека). Теперь при работе двигателя БК будет показывать Т всасываемого воздуха. Т.к. поток большой и постоянный, то это, думаю, будет практически температура наружного воздуха. Теперь остается скорректировать показания расхода БК по двум контрольным заправкам на одной и той же АЗС на одной и той же колонке, и все дела.
(часы еще не поставил 8-))
Показания БК в яркую погоду просто видны. В остальных случаях видны очень хорошо. Кнопками тоже довольно удобно пользоваться.
Отчет:
2 недели эксплуатации борткомпьютера на HONDA CR-V АКПП 2001г из Америки после внесения корректировок по расходу бензина (между 2-я контрольными заправками "до полного" на одной и той же колонке на одной и той же АЗС "ЛУКОЙЛ" по дороге в аэропорт "Домодедово") и пробегу показали:
Обсуждение данного отчета в конференции
Вот.
Материал написан 03.04.06.